Октябрьский район Волгоградская область

места, природа, общество

Октябрьский

    Поселок Октябрьский основан в 1959 году, расположен в южной части Волгоградской области, расстояние до Волгограда – 130 км. Проживает 6,5 тыс. человек. Вблизи поселка – река Аксай, зеленая зона.

    Не случайно наша экскурсия по поселку начинается с железнодорожного вокзала, ведь биография нынешнего Октябрьского района началась, по сути, со строительства железной дороги Царицын – Тихорецк.

    Сегодня представить себе Россию без железных дорог просто немыслимо. Так сложи­лись географические, истори­ческие, экономические условия, что железная дорога стала своего рода символом России.

    Именно она положила начало образованию поселка Октябрь­ского, которому в октябре это­го года исполняется 110 лет.

    Так с чего же все начиналось?

    В период экономического подъема 90-х годов XIX века в России интенсивно ведется строительство железных дорог. Одной из мощных железнодо­рожных монополий было обще­ство Владикавказской железной дороги. 5 июля 1895 года пос­ледовал Указ Николая II мини­стру путей сообщения «Об отчуждении земель и имущества, потребных для сооружения железнодорожной ветви от ст. Тихорецкая до Царицына», в  нем предписывалось:: «...разрешить обществу Владикавказской железной дороги сооружение железнодорожной ветви от станции Тихорецкая до г. Царицына» (Архивная справка.Министерство Путей сообщения Управление железных дорог хозяйственный отдел 7 мая 1901 г.  № 19118/7145 С. – Петербург)

    В Российском государственном историческом архиве в коллекции «Планы и чертежи по сооружению железных дорог в России» хранится отчет по сооружению Царицынской ветки Владикавказской железной дороги на 1900 г. В нем приводится следующие сведения: «24 марта 1985 г. Обществу Владикавказской железной дороги была разрешена постройка Царицынской ветви от Тихорецкой до Царицына.

    При разработке проекта не была учтена одна особенность: железная дорога будет проходить по землям, принадлежащим казачеству.

    Некоторые хутора взбунтовались:  «Как это так, без нашего согласия строить дорогу?»

    Многие казаки собирались группами и звали атаманов к защите их интересов.

    Ходили слухи, что «чугунка» принесёт казачеству много бед: будут болеть дети, начнётся падёж ската. («дабы не резала скот»),

    По настоянию жите­лей было оформлено постановление о переносе строительства железной дороги в стороне от сел. В 1894 году в районе началось проектирова­ние, а затем строительство железной дороги Царицын - Тихорецк. При проектировании доро­ги учитывались интересы землевладельцев, а потому дорога пролегла не по пахотным зем­лям, а через балки, крутояры, овраги. В степи появились станции и полустанки.

    Так на 118-й вер­сте от Царицына было построено каменное зда­ние железнодорожной станции Жутово и шесть кирпичных жилых домов для обслуживающего персонала.

    В Аксае прово­дился сбор яиц у населения для добавления их в кладку. Особенно привлекло внимание дедушки то, что кирпич уклады­вался как будто «на молоке» — таким виделся ему раствор изве­сти с добавлением яиц.

    «На месте нынешнего Октябрь­ского — семь-восемь землянок, в которых жили строители, приго­товленные под вокзал котлованы и водонапорную башню, что на­ходилась на месте элеватора. В это же время уже вели кладку двух ка­зарменных бараков для квартир.

    В 1897 году строительство железной дороги было закончено, 15 сентября этого же года по ней прошел первый почтово-пассажирский поезд. Так начина­лась история поселка.

    А уже 15 сентября 1897 года желез­ная дорога Царицын — Тихорецкая длиной 504 версты (1 км 60 м) стоимостью в 50 млн. руб­лей вступила в строй.

    Жутово было станцией 3 класса. Здесь принимали и отправляли простую и заказную почтовую корреспонденцию. Телеграфа не было. Вся почта сопровождалась чиновником. Пассажирский вокзал имел отдельные помещения для пассажиров первых двух клас­сов и отдельно для 3 класса. Кроме того, имелись контора, багажная и билетная кассы, комната для хранения ламп и керосина. Имелся буфет, а так­же жилые дома для железнодо­рожного персонала и помеще­ния для дежурных.